О здании Третьяковской галереи

вид за забором Третьяковки

Что за здание Третьяковской галереи, история его существования, что пришлось ему пережить за военные годы — читайте в статье.

Государственная Третьяковская галерея в Москве представляет собой одну из самых крупных постоянных выставок произведений отечественных мастеров. Она в искусстве отображает историческое развитие России, начиная с древнерусских мастеров и заканчивая двадцатым столетием. Здание Третьяковской галереи также отражает историю страны. Оно выстояло в сложные времена прошлого века, подвергаясь испытаниям.

Зарождение истории Третьяковской галереи началось с того времени, когда семья купца Третьякова стала собственником здания в Лаврушинском переулке в 1851г. А годом основания считается 1856-ой.

Тогда П.М. Третьяков купил первые живописные полотна. Положили начало коллекции картины «Искушение» автора Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Собрание работ мастеров увеличивалось и требовалось много места. К основному зданию пристраивались новые. В конце концов дом стал представлять собой полноценную галерею. П.М.Третьяков в 1892 безвозмездно передает эту коллекцию городу, включая все корпуса. По прошествии года Третьяковская галерея официально открывается для посетителей.

Фасад

Созданием эскизов росписи фасада здания в неорусском стиле занимался В. М. Васнецов. Он был основателем данного стиля в искусстве. Над проектом самого фасада работал архитектор В. Н. Башкиров.

Работы начались в 1902г. и через два года закончились. Вход в главный корпус выполнен в виде кирпичного фронтона, украшенного в русском народном стиле керамическими фризами и кирпичным орнаментом. Фасад, украшенный В. Васнецовым, служит эмблемой Третьяковки.

Нажимайте на картинки для увеличения!

Период Великой Отечественной войны

Галерею национализировали в 1918-ом и стали именовать Государственной Третьяковской галереей, так она называется и сейчас. Государство оказывало поддержку музею, и в начале правления советской власти количество экспозиций сильно возросло. Не хватало площадей для полотен. Они хранились в залах для показа.

Чтобы решить проблему новый директор архитектор А. В. Щусев решил сделать пристройку и соединить здание в Малом Толмачёвском переулке, находящийся по соседству к главному корпусу. Сюда перенесли административный и научный отделы, библиотеку, архивы. Архитектор А. В. Щусев внес огромный вклад в улучшение их функционирования. Сделали электрификацию, отопительную и вентиляционную систему. Он разработал проект нового двухэтажного здания. И в 1936 г. построили «щусевский корпус», дополняющий и сочетающийся по внешнему виду с главным. Начавшаяся война помешала развивать дальше музей.

Как только началась Великая отечественная война, экспонаты пришлось эвакуировать. В июле 41-го отправили железной дорогой основные шедевры в Новосибирск. В Оперном театре города, хотя и недостроенном, сделали выставку. Она стала филиалом Третьяковской галереи.

Вражеская армия усиленно забрасывала бомбами Москву. В основное здание в августе попали бомбы и в ноябре. Часть его разрушилась. Обвалились межэтажные перекрытия, потолок из стекла, получили частичные разрушения гараж и дом музейных работников. Перестала действовать вентиляция и отопление.

В Августе и ноябре 1941-го эвакуировали еще две очереди экспонатов. Отправляемая на барже в Пермь коллекция попала под вражеский обстрел. Но пострадала только крыша баржи.

Уже в следующем году начали заниматься восстановлением главного корпуса. Строительство заняло два года. Произведения начали привозить обратно в музей в 1944-ом. Торжественное открытие Государственной Третьяковской галереи прошло 17 мая 1945-го.

Реконструкция и расширение

Третьяковка праздновала столетний юбилей в 1956 г. С этим была связана реконструкция зала художника А. А. Иванова. Также увеличение площади зала, где выставлялась самое крупное полотно «Явление Христа народу». Размер её составляет 5,5 х 7,5м, и она занимает отдельный зал.

Коллекции расширялись. Ежегодно количество произведений возрастало. В середине пятидесятых их насчитывалось свыше 35 000. По прошествии времени стало не хватать помещений, чтобы выставлять картины. В 1983 г., когда руководителем был Ю. К. Королёв, приступили к реконструкции музея. Строительная деятельность велась более десяти лет.

В1985-ом открылся Депозитарий для хранения произведений и проведения реставрационных работ. К реконструкции основного корпуса приступили 1986 г. Занимались этим архитекторы Г. В. Астафьев, И. М. Виноградский и Б. А. Климов. Задача заключалась в сохранении прежнего исторического облика, но создание нового технического обеспечения.

К зданиям музейного комплекса Третьяковской галереи в это время присоединили музей-храм Святителя Николая в Толмачах. Каменный храм возведен в 1697 году. А самые первые данные 1625-го года говорят о существовании здесь деревянной церкви. При П. М. Третьякове храм Святителя Николая был домовой церковью.

По приказу руководства новой власти в 1929-ом в здании храма сделали склад. Это длилось долгие годы. Только с 1993-го в храме стали проводить службы, он стал действовать и вернул обратно своё положение домовой церкви музея. В музее-храме можно увидеть знаменитую Владимирскую икону Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери

Недалеко от основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в 1989 г. возвели новый корпус, именуемый Инженерным. Название соответствует его предназначению: здесь находятся специальные технические службы Музея. В здании проводятся выставки и разнообразные мероприятия, связанные с искусством и наукой.

У кого есть желание познакомиться с направлениями в искусстве настоящего времени, нужно посетить здание Новой Третьяковки на Крымском валу. В 1964-ом был утверждён план строительства Государственной картинной галереи СССР в стиле советский модернизм. В 1983-ем корпус был готов. Экстерьер корпуса выглядит совсем по-другому по сравнению с главным, выстроенным по русским мотивам. Через три года выставочное помещение на Крымском валу присоединили к Третьяковской галерее. Кроме постоянной здесь начали организовывать временные выставки.

Два слова в заключение

В отечественном искусстве Третьяковская галерея имеет особое значение. Это не просто художественная выставка, музей. Это отражение исторического прошлого России, особенно тяжелых времён двадцатого века. Сегодня внешний вид музея, созданный Васнецовым, выглядит так же, как прежде. Гиды расскажут вам о непростой судьбе здания Третьяковской галереи.