Самые известные иконы Третьяковской галереи

Иконы Третьяковки

Какие самые известные иконы Третьяковской галереи, их краткое описание – читайте в статье.

Третьяковская галерея в зале живописи Древней Руси знакомит посетителей со знаменитыми иконами, представляющими собой неоценимую культурную ценность. Коллекция различных школ иконописи на протяжении всего времени существования выставки пополнялась новыми экспонатами.

Даже с приходом советской власти коллекция расширялась. Началом этой выставки считается 1890 г. Тогда у основателя Третьяковской галереи П. Третьякова появились первые иконы, приобретённые у антиквара И. Силина. Затем были приобретены иконописные работы школ Новгорода и Москвы, иконы из мастерских промышленников Строгановых.

История иконописи

Начало искусству русской иконописи было положено в X столетии. Тогда в византийских мастерских, создающие фрески, начинают работать в качестве подмастерьев русские художники. В XII-XIII веках во многих городах развиваются свои иконописные школы. Росписью одной иконы занимались сообща, артелью. Каждый выполнял конкретную работу.

Особенное развитие этот вид деятельности получил в XV веке. Творили свои шедевры известные живописцы Андрей Рублёв и Дионисий. Еще более широкое распространение данное искусство приобрело в XVI-XVII столетиях. Государство поддерживает его, и в этот срок создаётся больше всего икон. У государя Алексея Михайловича их было около десяти тысяч. В одной крупной церкви их можно было насчитать до трех тысяч.

Знаменитые иконы Третьяковской галереи

Советуем познакомиться в первую очередь с произведениями искусства иконописи, которые представляют гордость Третьяковской галереи. Это самые знаменитые древнерусские иконы.

«Спас Нерукотворный. Прославление Креста»

«Спас Нерукотворный. Прославление Креста»

Нажимайте на картинки для увеличения!

Эту икону второй половины XII века отдали в Государственную Третьяковскую галерею из Исторического музея в 1930-ом. Тематика двустороннего изображения представляет собой легенду о царе Авгаре. Он верил, что его тяжелую болезнь способен победить образ Спасителя. Авгару привезли плат с отпечатком его лика. Он наложил на лицо и болезнь ушла.

После этого он принял христианскую веру. Изображение лика создано с идеальной симметрией, строго и сдержанно. Другая сторона «Прославление Креста» изображена по-иному, здесь прослеживается движение. Центральное изображение – крест с венцом на Голгофе. Архангелы Гавриил и Михаил, серафимы, херувимы, Солнце и Луна.

«Святая Троица», Андрей Рублёв

«Святая Троица», Андрей Рублёв

Написание иконы известным живописцем А. Рублёвым относится к промежутку времени 1422 по 1427 годы. Государственная Третьяковская галерея получила её из Историко-художественного Антирелигиозного Сергиевского музея в 1929-ом. «Святая Троица» — самая известная и знаменитая икона, относящаяся к православной вере, и в России, и в мире.

На ней изображен сюжет из Ветхого завета. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух представлены в виде трёх ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Жертвенная чаша на столе имеет важный смысл. На неё смотрят ангелы.

«Святитель Николай Чудотворец с избранными святыми»

Написанная на рубеже XII-XIII веков, икона поступила в Третьяковскую галерею из

Работа принадлежит мастерам рубежа XII-XIII столетий. Передали в Третьяковскую галерею в 1930-ом из Государственного исторического музея. Николай Чудотворец с давних времён один из самых высокопочитаемых святых показан по пояс, с Евангелие. Другая его рука застыла в жесте благословения.

Интересен его лик: во-первых, он схож с традиционными образами святых, изображающимися обычно со строгими, худощавыми, морщинистыми лицами, сжатыми губами. А во-вторых, здесь присутствует стилизация. Изогнутые брови, прямой нос, высокий лоб и посадка глаз показывают в нем философа, интеллектуальную личность. По окантовке изображены другие святые.

«Архангел Михаил, попирающий диавола», Симон Ушаков

Это произведение иконописи создано С. Ушаковым в 1674 г. Было получено в 1940 г. Третьяковской галереей от Московской закупочной комиссии. Автор — яркий представитель русской иконописи. Он первым написал портрет и это был портрет царя Алексея Михайловича. Иконописный экспонат служит эталоном его творчества. Она отлично его характеризует.

Крупным планом изображён Архангел Михаил с огненным мечом в руке, у его ног распластались побежденные им дьявол и бесы. Внизу стоит молодой человек в длинной рубахе, молитвенно сложив руки. Он олицетворяет человечество, которое спасено и благодарно Архангелу Михаилу. На заднем плане видны фигуры людей.

«Великомученик Димитрий Солунский на престоле»

«Великомученик Димитрий Солунский на престоле»

Предполагается, что икона написана в конце XII или начале XIII века. Передана Третьяковской галерее в 1930-ом краеведческим музеем г. Дмитрова. Димитрий Солунский — воин-мученик, сидящий на троне. Изображать на троне было не свойственно для иконописных работ того периода.

Но Князь Всеволод III Большое Гнездо почитал Солунского и попросил изобразить его как царя. Икону несколько раз пришлось реставрировать, и она немного утеряла свои подлинные краски.

«Успение Богоматери»

«Успение Богоматери»

Третьяковская галерея расширила свою коллекцию иконописного собрания в 1934 г. иконой начала XIII в. «Успение Богоматери» Дионисия. Передали её из Центральных государственных реставрационных мастерских. Здесь символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни. Облачной иконографии характерно освещение определенных событий, много персонажей.

Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам–скорбящие апостолы, за ложем стоит Спаситель с её душой, изображаемой в виде младенца. Они торжественно и светло с ней прощаются, понимая, что она вознесется на небеса.

«Богоматерь Великая Панагия»

Периодом написания иконы предположительно считается первая четверть XIII века, а точнее 1224 г. Её ещё называют «Богоматерь Воплощение». Её нашли на складе в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Из Центральных реставрационных мастерских в 1930-ом она попала в Третьяковскую галерею.

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди символизирует схождение на землю Сына Божия и Его воплощение от Богоматери. Тему Боговоплощения дополняют символические мотивы, связанные с Божественной литургией— медальоны с фигурами архангелов Михаила и в верхней части иконы и двухстороннее архиерейское благословение младенца Христа, позволяющее видеть в нём не только символический образ жертвы, которой поклоняются ангелы, но и того, кто эту жертву приносит.

Рекомендуем в первую очередь посетить именно зал Древнерусской иконописи. С них начиналось русское искусство живописи и дошло до современности.