Какие самые известные иконы Третьяковской галереи, их краткое описание – читайте в статье.
Третьяковская галерея в зале живописи Древней Руси знакомит посетителей со знаменитыми иконами, представляющими собой неоценимую культурную ценность. Коллекция различных школ иконописи на протяжении всего времени существования выставки пополнялась новыми экспонатами.
Даже с приходом советской власти коллекция расширялась. Началом этой выставки считается 1890 г. Тогда у основателя Третьяковской галереи П. Третьякова появились первые иконы, приобретённые у антиквара И. Силина. Затем были приобретены иконописные работы школ Новгорода и Москвы, иконы из мастерских промышленников Строгановых.
История иконописи
Начало искусству русской иконописи было положено в X столетии. Тогда в византийских мастерских, создающие фрески, начинают работать в качестве подмастерьев русские художники. В XII-XIII веках во многих городах развиваются свои иконописные школы. Росписью одной иконы занимались сообща, артелью. Каждый выполнял конкретную работу.
Особенное развитие этот вид деятельности получил в XV веке. Творили свои шедевры известные живописцы Андрей Рублёв и Дионисий. Еще более широкое распространение данное искусство приобрело в XVI-XVII столетиях. Государство поддерживает его, и в этот срок создаётся больше всего икон. У государя Алексея Михайловича их было около десяти тысяч. В одной крупной церкви их можно было насчитать до трех тысяч.
Знаменитые иконы Третьяковской галереи
Советуем познакомиться в первую очередь с произведениями искусства иконописи, которые представляют гордость Третьяковской галереи. Это самые знаменитые древнерусские иконы.
«Спас Нерукотворный. Прославление Креста»
Эту икону второй половины XII века отдали в Государственную Третьяковскую галерею из Исторического музея в 1930-ом. Тематика двустороннего изображения представляет собой легенду о царе Авгаре. Он верил, что его тяжелую болезнь способен победить образ Спасителя. Авгару привезли плат с отпечатком его лика. Он наложил на лицо и болезнь ушла.
После этого он принял христианскую веру. Изображение лика создано с идеальной симметрией, строго и сдержанно. Другая сторона «Прославление Креста» изображена по-иному, здесь прослеживается движение. Центральное изображение – крест с венцом на Голгофе. Архангелы Гавриил и Михаил, серафимы, херувимы, Солнце и Луна.
«Святая Троица», Андрей Рублёв
Написание иконы известным живописцем А. Рублёвым относится к промежутку времени 1422 по 1427 годы. Государственная Третьяковская галерея получила её из Историко-художественного Антирелигиозного Сергиевского музея в 1929-ом. «Святая Троица» — самая известная и знаменитая икона, относящаяся к православной вере, и в России, и в мире.
На ней изображен сюжет из Ветхого завета. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух представлены в виде трёх ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Жертвенная чаша на столе имеет важный смысл. На неё смотрят ангелы.
«Святитель Николай Чудотворец с избранными святыми»
Написанная на рубеже XII-XIII веков, икона поступила в Третьяковскую галерею из
Работа принадлежит мастерам рубежа XII-XIII столетий. Передали в Третьяковскую галерею в 1930-ом из Государственного исторического музея. Николай Чудотворец с давних времён один из самых высокопочитаемых святых показан по пояс, с Евангелие. Другая его рука застыла в жесте благословения.
Интересен его лик: во-первых, он схож с традиционными образами святых, изображающимися обычно со строгими, худощавыми, морщинистыми лицами, сжатыми губами. А во-вторых, здесь присутствует стилизация. Изогнутые брови, прямой нос, высокий лоб и посадка глаз показывают в нем философа, интеллектуальную личность. По окантовке изображены другие святые.
«Архангел Михаил, попирающий диавола», Симон Ушаков
Это произведение иконописи создано С. Ушаковым в 1674 г. Было получено в 1940 г. Третьяковской галереей от Московской закупочной комиссии. Автор — яркий представитель русской иконописи. Он первым написал портрет и это был портрет царя Алексея Михайловича. Иконописный экспонат служит эталоном его творчества. Она отлично его характеризует.
Крупным планом изображён Архангел Михаил с огненным мечом в руке, у его ног распластались побежденные им дьявол и бесы. Внизу стоит молодой человек в длинной рубахе, молитвенно сложив руки. Он олицетворяет человечество, которое спасено и благодарно Архангелу Михаилу. На заднем плане видны фигуры людей.
«Великомученик Димитрий Солунский на престоле»
Предполагается, что икона написана в конце XII или начале XIII века. Передана Третьяковской галерее в 1930-ом краеведческим музеем г. Дмитрова. Димитрий Солунский — воин-мученик, сидящий на троне. Изображать на троне было не свойственно для иконописных работ того периода.
Но Князь Всеволод III Большое Гнездо почитал Солунского и попросил изобразить его как царя. Икону несколько раз пришлось реставрировать, и она немного утеряла свои подлинные краски.
«Успение Богоматери»
Третьяковская галерея расширила свою коллекцию иконописного собрания в 1934 г. иконой начала XIII в. «Успение Богоматери» Дионисия. Передали её из Центральных государственных реставрационных мастерских. Здесь символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни. Облачной иконографии характерно освещение определенных событий, много персонажей.
Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам–скорбящие апостолы, за ложем стоит Спаситель с её душой, изображаемой в виде младенца. Они торжественно и светло с ней прощаются, понимая, что она вознесется на небеса.
«Богоматерь Великая Панагия»
Периодом написания иконы предположительно считается первая четверть XIII века, а точнее 1224 г. Её ещё называют «Богоматерь Воплощение». Её нашли на складе в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Из Центральных реставрационных мастерских в 1930-ом она попала в Третьяковскую галерею.
Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди символизирует схождение на землю Сына Божия и Его воплощение от Богоматери. Тему Боговоплощения дополняют символические мотивы, связанные с Божественной литургией— медальоны с фигурами архангелов Михаила и в верхней части иконы и двухстороннее архиерейское благословение младенца Христа, позволяющее видеть в нём не только символический образ жертвы, которой поклоняются ангелы, но и того, кто эту жертву приносит.
Рекомендуем в первую очередь посетить именно зал Древнерусской иконописи. С них начиналось русское искусство живописи и дошло до современности.